Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье

Цели: изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи : выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок — взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Слово о психологическом здоровье.

3. Практическое задание для родителей.

4. Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка.

5. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови».

6. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

7. Тест «Воспитательная позиция».

9. Заключительная часть.

Плакат : «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А. Н. Острогорский).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

1. Сообщение темы и цели заседания родительского клуба

2. Разминка с мячом

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

II. Слово о психологическом здоровье

Воспитатель. Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

III. Практическое задание для родителей

Воспитатель. Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0—3 года; 3—5 лет; 6—10 лет; 11—14 лет; 15—17 лет.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились.

В конце работы обсуждаются результаты.

Воспитатель. Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И от того, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

IV. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка

Воспитатель. Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

— Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «—».

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Планирование беременности

Ожидание ребенка определенного пола

Постоянство материнской заботы

Режим питания

Наказания

Поощрения

Стиль воспитания в семье

Порядок рождения ребенка в семье

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

V. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (приложение 1)

VI. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей. Комментарий — приложение 2.

VII. Тест «Воспитательная позиция»

Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение: 0 — никогда; 1 — редко; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — всегда.

1. Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.

2. Переходить улицу в неположенном месте.

3. Курить.

4. Извиняться, когда Вы не правы.

5. Громко рассказывать анекдоты.

6. Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.

7. Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.

8. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.

9. Уступать место в транспорте.

10. Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.

11. Смотреть фильмы на любые темы.

После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы?

Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?

1. Слово специалиста

Психолог. В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Что может сделать родитель:

Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

Повлиять на самого себя.

Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например:

Комментарий. Суть Я-сообщения — не заставить кого-то что- то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

2. Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так. устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

IX. Заключительная часть

1. Рефлексия «Семейные заповеди»

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

2. Вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы (приложение 3)

Приложение 1. Как воспитывать детей с разными группами крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая (0), вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови . Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой — ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы — это проявление эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике.

Вторая группа крови . Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность — повышенное внимание как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей — помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Убеждение — вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы — шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови . Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла — он поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Приложение 2. Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером.

Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5 — 6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Родители переключили внимание на малыша, старший потерял власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.

Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми манипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем на других. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших они более эмоционально стабильные, более общительные. Как правило, на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.

Средний ребенок может обладать характеристиками как младшего, так и старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, ребенок может стать беспомощным.

Существуют два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», второй вариант особенно, распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Приложение 3. Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

  1. “Эмоциональное неблагополучие детей и его причины”

Цель: Укрепление сотрудничества педагогов группы и родителей по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

Разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья;

Пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка;

Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами с целью устранения выявленных проблем, к активному участию в образовательном процессе детей;

Создать условия для обмена семейным опытом.

План собрания:

Диагностика эмоционального состояния родителей с использованием восьмицветной гаммы

Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Определение путей решения выявленных проблем

Итог, разное

Ход собрания

- Закройте глаза и представьте, какого цвета у вас настроение. Теперь откройте глаза и краской такого же цвета или наиболее подходящего закрасьте бусинку в наших бусах (Приложение 1)

2. Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»

Программой ДОУ одной из важнейших задач определена - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка

Что же такое здоровье? (Ответы родителей)

По уставу ВОЗ , «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Что касается физического здоровья, то его значимости всегда придавали значение. Существует огромное множество различных услуг, идей и людей, рассказывающих нам о том, как о нем заботиться. Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

- Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)

На сегодняшнем собрании мы и поговорим о такой серьезной теме, как “Эмоциональное благополучие ребенка”.

3.

Вернемся к результатам нашего цветового теста. Что говорят оценочные результаты о вашем эмоциональном благополучии? (интерпретация теста)

А вот бусы нарисованные вашими детьми, давайте сравним цветовую гамму. (Обсуждение результатов теста детей)

Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка.

- Вы знаете своих детей, считаете ли вы, что ваш ребенок испытывает эмоциональное напряжение? (высказывания родителей)

Предлагаем вам проверить свои наблюдения заполнив Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову (Приложение 2) (родители заполняют тест и подсчитывают результаты)

4. Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

- Как же ваши дети проявляют свое неблагополучие в эмоциях? В чем это проявляется? Давайте подумаем?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность.

Мы подготовили для вас небольшие видеозарисовки из жизни группы в течение дня (просмотр видеозаписей осуществления режимных моментов и НОД). Взгляните на своих детей со стороны, ведь часто ребенок с родителями ведет себя по иному.

Добавлю лишь, что условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой - в особенностях внутреннего мира ребенка (Приложение 3).

5. Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?(Высказывания родителей, запись на доске)

1. Нарушение режима дня

2. Несогласованность требований к ребенку

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4. Изобилие информации

5. Неблагополучное состояние в семье

6. Определение путей решения выявленных проблем

Что же необходимо предпринять родителям, чтобы устранить выявленное эмоциональное неблагополучие ребенка? (высказывания родителей, педагог наталкивает родителей на необходимость устранения причин)

В первую очередь определить причину нарушения. Для этого возможно необходимо обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту.

Чем может помочь специалист?
Специалист может помочь родителям определить причины эмоционального неблагополучия ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу эмоциональных нарушений необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. В нашей группе про каждого ребенка можно сказать, что он не здоров. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. В таком случае правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и осложнений.

Выступление директора детского оздоровительного развивающего центра «Капитошка» о программе тренинговой работы по коррекции эмоциональной сферы.

7. Итог, разное

Сегодня мы с вами говорили о том, что здоровье ребенка зависит не только от правильного питания, разумного режима дня и зарядки. Раскрыв значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья, мы неизменно приходим к выводу о том, что лишь совместными усилиями мы сможем решить эту непростую задачу.

Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность.

Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Эмоционально здоровые люди уверены в себе и в самом деле довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы. Кроме того, они лучше подготовлены к любым изменениям и сбоям в своей жизни и легче готовы их принять.

Когда мы находимся в хорошем эмоциональном состоянии нам кажется что все по плечу и мы можем справиться с любыми переменами и событиями, которые бы жизнь нам не подбросила. У нас как будто есть все необходимые инструменты, чтобы разгладить неровности эмоций, которые возникают в виде тревог, страхов, отчаяния или депрессий.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Всякое серьезное эмоциональное нарушение - это крик о помощи. И вы можете ее оказать!!!

Приложение 1

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.

Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».

Обработка результатов

Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;

Пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета - на эмоциональное неблагополучие;

Коричневого цвета - на эмоционально нейтральное состояние.

Приложение 2

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

__________________________________________________________________

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически - 1 балл; если отсутствует - 0 баллов.

Легко расстраивается, много переживает.

Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

Капризничает и раздражается по пустякам.

Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

Бывают припадки злости.

Заикается.

Грызёт ногти.

Сосёт палец.

Имеет плохой аппетит.

Разборчив в еде.

Засыпает с трудом.

Спит беспокойно.

Неохотно встаёт.

Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Испытывает другие страхи.

21. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

22. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла - невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов - нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов - высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов - отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Приложение 3

Эмоциональные нарушения дошкольников

Сфера
проявления

Характеристики

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

Неуравновешенность;
. возбудимость;
. бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение. усиленное потоотделение;
. негативизм;
. упрямство;
. неуступчивость;
. конфликтность;
. жестокость;
. устойчивое негативное отношение к общению;
. застревание на отрицательных эмоциях;
. эмоциональная холодность;
. отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах

Особенности внутреннего
мира

Острая восприимчивость
. впечатлительность;
. болезненная чувствительность;
. наличие страхов;
. не являющихся возрастными;
. мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
. тревожность;
. мнительность

Цель : создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания. Форма проведения: заседание родительского клуба.

Участники: воспитатели, родители.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!».

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Игра с мячом «Добрые слова».

5. Советы для родителей «Минуты нежности».

6. Тестирование «Какой Вы родитель?».

7. Обсуждение результатов домашнего задания.

8. Тренинг.

9. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Предварительный этап

1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка» (приложение 1).

2. Оформление папки «Детские неврозы».

3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

II. Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

III. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Воспитатель . Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат — появление неврозов.

— Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

V. Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Воспитатель . Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка (приложение 1). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Вариант 1. Вывешивается плакат.

Вариант 2 . «Живая модель». Результаты по каждой из причин написаны на отдельных листах формата A3. Наиболее активные родители могут помочь продемонстрировать их. Родители берут листы и встают в колонну друг за другом. Воспитатель называет причину, а все родители видят цифру (в %), которую показывает первый родитель. Далее он садится на свое место, а воспитатель называет следующую причину, и перед родителями вновь появляется цифра (в %), которую демонстрирует второй родитель, ит. д.

Причины

Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.

Нарушение режима дня.

Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).

Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.

Неблагополучное положение в семье.

Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.

Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.

Снижение двигательной активности.

Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Воспитатель . Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог JT.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два — приколите синее сердечко. Если три и более — приколите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.

Воспитатель . Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.

VI. Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Воспитатель . Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.

Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана», шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.

VII. Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

Советы

Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

Обнимите за плечи своего ребенка, нежно погладьте по волосам или по щеке — простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

Порисуйте у ребенка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжелый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, легкая бабочка.

Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти ее. После отыскивания плюшевого мишки обязательно поцелуйте и его хозяина. Повторите игру. Медвежонку есть куда спрятаться: в штанину пижамы или под подушку.

Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чем-нибудь, прижавшись друг к другу.

Можно предложить ребенку игру: проявлять ласку определенное время, выпавшее на кубике, можно поиграть в загадочную статую. Ребенок должен принять любую позу и накрыться одеялом или простыней, а Вы — ощупать его. Если у Вас двое или больше детей, попытайтесь отгадать, кто скрывается под одеялом. Тогда уж детям придется сдерживать смех и хихиканье — иначе их быстро разгадают.

Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, — и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы трехлетнему озорнику — и он повеселеет.

VIII. Тестирование «Какой Вы родитель?» (приложение 2)

IX. Обсуждение результатов домашнего задания

Воспитатель. Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

— Какое у него при этом было настроение?

— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трех родителей.

X. Тренинг

1. Игра «Страхи в домиках»

Воспитатель . Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру- тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика — черный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.

По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов.

2. Динамическая пауза

1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

а) любят работать на даче;

б) любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

а) любят тратить деньги;

б) любят путешествовать.

3. Тест «Веселое — грустное лицо, или Что бы это значило?»

Воспитатель . У каждого из вас есть сюжетная картинка, на которой художник не прорисовал лицо ребенка. Внимательно рассмотрите ее и попробуйте передать выражение детского лица, которое соответствует данной ситуации.

Родители выполняют задание.

Воспитатель. Сложите все картинки, а затем выберите ту, где, с вашей точки зрения, нарисован эмоционально благополучный ребенок.

После обсуждения картинка выбирается большинством голосов.

Воспитатель. Как вы думаете, наказание может быть причиной нарушения эмоционального благополучия ребенка? (Ответы родителей.)

4. Тест «Продолжи фразу»

Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.

1. Наказание применяется потому, что ____________________

2. Вам приходится наказывать ребенка, когда он _____________

3. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку? ___________

Воспитатель. Известный российский психолог B.Л. Леви написал Семь правил для всех «Наказывая, подумай: зачем?». Я зачитаю только одно: «Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь».

XI. Заключительная часть

Воспитатель . Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

В заключение родителям выдается памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника» (приложение 3) и «Десять заповедей родителей» (приложение 4).

Приложение 1. Диагностика уровня эмоционального развития ребенка

1. Опишите обычное состояние ребенка.

2. Часто ли он плачет?

3. Как долго остается расстроенным?

4. Чего боится ребенок?

5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?

6. Быстро ли он устает?

7. Существуют ли у ребенка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызет ногти, сосет палец?

8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?

9. Как он относится к детям?

10. Как относится к животным?

11. Кого в семье ребенок слушается?

12. Помогает ли он по дому?

13. Какие качества ребенка Вы особенно цените?

14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребенку (что разрешать, а что запрещать)?

Приложение 2. Тест «Какой Вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

1. Какой ты у меня молодец!

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять?

8. Какой ты сообразительный!

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7 — 8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9 — 10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11 — 12 баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

Приложение 3. Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»

4 года

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очередности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)

5 лет

Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДО У:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

Способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

Начинает осознавать свои переживания;

Начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

Ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

Повышенная двигательная активность;

Ябедничество;

Небрежность в выполнении монотонных операций.

Приложение 4. Памятка «Десять заповедей родителей»

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, помогите ему стать собой!

2. Не думайте, что ребенок Ваш: он Божий.

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете.

4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше Вашей.

6. Не унижайте ребенка!

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, а мучьте, если можете, но не делаете.

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.

9. Умейте любить чужого ребенка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который пока с Вами.

Приложение 5. Уровни эмоционального самочувствия детей

Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

1-й уровень — низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, в общении со сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления — подергивание головой. Чаще всего в эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитывающиеся без отца.

2-й уровень — средний. У детей этой группы незначительное нарушение эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности сына в тесном контакте с ней. Такое стремление в возрасте 6—7 лет для мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно проявлять. В результате у ребенка возникает неуверенность в материнской любви.

Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама слишком строга к девочке.

3-й уровень — высокий. Характеризуется ярко выраженным позитивным эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере.

Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребенка определяется прежде всего характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка.

Приложение 6. Исследование психоэмоционального комфорта детей в детском саду и в семье

Цели: определение уровня тревожности у детей (тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову); выявление уровня эмоционального комфорта на данный момент (диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы); анализ эмоционального состояния ребенка в семье и в ДОУ (интервью); оценка предметно-развивающей среды с точки зрения ее роли в создании эмоционального благополучия детей (педагогическое наблюдение).

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически — 1 балл; если отсутствует — 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызет ногти.

8. Сосет палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встает.

14. Часто моргает.

15. Дергает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28 — 42 балла — невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20 — 27 баллов — невроз был или будет в ближайшее время.

14 — 19 баллов — нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7—13 баллов — высокая степень психического напряжения, ребенку необходимо внимание.

Менее 7 баллов — отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

Оборудование: желтый, голубой, черный, красный, пурпурный, зеленый, коричневый, оранжевый карандаши.

Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребенком по отдельности. Ребенку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».

Обработка результатов

Выбор карандаша:

Оранжевого, желтого, зеленого цвета указывает на эмоциональное благополучие;

Пурпурного, голубого, красного, черного цвета — на эмоциональное неблагополучие;

Коричневого цвета — на эмоционально нейтральное состояние.

Анкета для родителей

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

а) с радостным;

б) иногда не хочет;

в) часто отказывается;

г) капризничает;

д) свой вариант (написать).

2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

а) трудности в отношениях с педагогом;

б) трудности в отношениях со сверстниками;

в) привязанность к матери;

г) позднее засыпание вечером;

д) свой вариант (написать).

3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

благополучно:

а) с воспитателями;

б) с помощником воспитателя;

в) с музыкальным руководителем;

г) с инструктором по физкультуре;

д) с другими специалистами; неблагополучно:

а) иногда бывают конфликты;

б) обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

в) свой вариант (написать).

4. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?

5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

в) иногда.

6. Жалуется ли на сверстников?

в) иногда.

7. На что жалуется?

а) дети не принимают в игру;

б) обижают;

в) не хотят дружить;

г) отнимают игрушки;

е) свой вариант (написать).

8. Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?

11. Как Ваш ребенок проявляет себя в общении с другими детьми?

а) уравновешенный;

б) терпеливый;

в) чуткий;

г) уступчивый;

д) приветливый или вспыльчивый;

е) склонный чаще командовать, чем подчиняться;

ж) свой вариант (написать).

12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

а) прямого влияния не оказывают;

б) благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

в) сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому...

Родительское собрание

Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка»

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания.

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:

Вступительная часть. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!» Анализ и обсуждение анкетирования. Игра с мячом «Добрые слова». Обсуждение результатов домашнего задания. Заключительная часть.

Предварительный этап:

Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального » (приложение 1). Оформление папки «Детские неврозы». Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, красного и черных цветов).

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседании нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (высказывание родителей).

Анализ и обсуждение результатов анкетирования. (результаты анкетирования написаны на отдельных листах формата А4).

Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка (приложение 1). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей. (результаты в % представляются в наглядной форме).

    Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду. Нарушение режима дня. Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки). Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту. Неблагополучное положение в семье. Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка. Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так. Снижение двигательной активности. Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Все это порождает изменения в эмоциональной сфере.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два – прикрепите синее сердечко. Если три и более – прикрепите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка. (родители выполняют задание, далее обсуждаются результаты).

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов.

Игра с мячом «Добрые слова».

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Обсуждение результатов домашнего задания.

Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

Какое у него при этом было настроение?

Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными! (в заключение родителям выдается (приложение2)).

Организационный момент: (беседа, вопросы родителей).

Приложение 1

Диагностика уровня эмоционального развития ребенка


Опишите обычное состояние ребенка. Часто ли он плачет? Как долго остается рассеянным? Чего боится ребенок? Часто ли бывает сердитым, агрессивным? Быстро ли он устает? Существуют ли у ребенка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызет ногти, сосет палец? Как ребенок относится к незнакомым взрослым? Как он относится к детям? Как относится к животным? Кого в семье ребенок слушается? Помогает ли он по дому? Какие качества ребенка вы особенно цените? Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребенку (что разрешать, а что запрещать)?

Приложение 2

Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»

    Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Сменяется лаской и терпимостью взрослых к временному в поведении).

Приложение 2

Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

    Способен к сотрудничеству со сверстниками. Способен усвоить правила очередности Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствии обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

    Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Сменяется лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

Калимуллина Эльвира Фанисовна
Воспитатель МДОУ «ДС общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития №7 «Рябинушка» г.Набережные Челны РТ

Задачи:
Совершенствовать взаимодействие детский сад- родители.
Научить родителей понимать, уважать и не обижать своего ребенка
Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
Подготовительный этап:
1. Оформить приглашение на собрание в виде открытки с ладошками (попросить родителей вспомнить моменты своего детства, их отношения со своими родителями, что они "обещали не делать со своими детьми")
2. Нарисовать с детьми рисунки "Моя семья", оформить их в красивую рамку
3. Подготовить помещение для проведения собрания (оформить стенд с рисунками)
4. Подготовить задания в конверте для игры.

5. Подготовить ручки и бумагу для записей на всех родителей
6. Раздать памятки родителям (Приложение 1)
План:
1. Вступительное слово педагога.
2. Работа с рисунками (тест)
3. Типы семей
4. Игра с родителями
5. Коллективное составление Родительского кодекса.
6. Подведение итогов. Чтение стихотворения
Ход мероприятия:
1. Добрый вечер уважаемые родители!
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь
"Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу."
(В.С. Сухомлинский.)
"Счастлив тот, кто счастлив дома". Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому.
Сегодня мы собрались что бы попытаться понять своего ребенка, как он воспринимает семью, себя, родителей. Ведь дети воспринимают и оценивают окружающее по-своему, не так как взрослые. Зачастую родители об этом забывают, либо не желают принять особенности детского осмысления.

2. Вы, наверное, заметили стенд с рисунками, который находится рядом со мной. Дети рисовали свою семью. Попробуйте угадать, которая из работ принадлежит вашему ребенку.
Раздать родителям работы их детей.
Мы предложили ему нарисовать семью чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье. Сейчас мы с вами разберем, как видит малыш себя в ней, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В. К. Лосевой, помогут нам в этом.
Правила интерпретации:
1). Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2). Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3). Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т. е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4). Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5). Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи) .
6). Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом)
7). Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8). Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9). Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10). Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка) .
11). Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
12). Уши – «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
13). Большой рот – источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
14). Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15). Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16). Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17). Солнце - символ защиты и тепла.
18). Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.
3. Типы семей
Идеальных родителей и семей не бывает. Неплохо еще, если дети говорят: «С родителями мне не повезло», - хуже, когда так: «Мои предки - это кошмар!»
Папы и мамы пусть извлекут из сказанного свои уроки. (Приложение 2)
4. Сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Дружно работаем! »
Воспитатель просит разделиться на команды по 3 человека (Условная семья). Каждой дает задание (в конверте) : вымыть посуду, постирать белье, сварить суп, посадить дерево.
Предлагает распределить обязанности (например: один копает, другой держит дерево, третий закапывает и т. д.), обозначить членов семьи.
Каждая команда показывает сценку всем остальным, а те угадывают, что делала команда,
Как приятно, что семьи у нас дружные и помогают друг другу!

5. В приглашении на собрание была к вам просьба-вспомнить свое детство, отношения с родителями. Ведь, наверное, каждый из вас, будучи ребенком, в сердцах произносил-вот когда у меня будет сын (дочь, я никогда не буду… .
Наверняка есть правила, которые вы вынесли из своего детства и сейчас соблюдаете их со своими детьми Так давайте мы составим коллективный родительский кодекс.
Например: всегда выполнять обещания данные ребенку, не рассчитывая на то, что "да он уже забыл"; не скрывать и не врать ребенку о важных для него вещах из лучших побуждений; что бы ни случилось, не делать трагедии и так далее.
Хороший кодекс составили, молодцы! Теперь, что бы всегда он был перед глазами, мы поместим его в уголке для родителей!
6. В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Вот и подошло к концу наше собрание. Я благодарю всех, кто принял участие в нем. Каждая семья получит памятку, чтоб она всегда была у вас перед глазами. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому! Спасибо.

Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

Тест "Моя семья" (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).

Приложение 1
Памятка для родителей
Десять заповедей родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Приложение 2
Типы семей
тип первый
Наседки
При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы, и особенно мамы, выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы (хотя мамы «наседки» работают не так уж часто), проверяя благополучно ли разогрет суп «сынулей» или «дочей» и понравился ли ей (ему) десерт. Они беспокоятся о каждой мелочи и, что более всего раздражает, привносят в жизнь сына или дочери суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети.
Как с этим «бороться»? «Рецепт» один: развивать в ребенке само-стоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.
тип второй
Экспериментаторы
В противоположность «наседкам» придерживаются принципа: «Ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод -«Я в твои годы...» Стремясь подготовить своих отроков во всеоружии встретить превратности судьбы, такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечики непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя скорее подавленными и подневольными, чем самостоятельными.
«Перевоспитать» таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребенка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви.
тип третий
Мечтатели
Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются «вылепить» из него свою точную копию. Всю собственную жизнь и жизнь своего ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое «отклонение», любое другое увлечение сына или дочери. Они всячески «тянут» их до намеченной планки.
Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть. Как правило, этот тип родителей радеет о том, чтобы их дети были в будущем счастливы, только считают, что они лучше знают, как этого достичь. Необходимо убедить их, что, если им удастся сломить волю своего ребенка, то его доля будет незавидной, а сами они будут чувствовать себя виноватыми в этом.
тип четвертый
Неудачники
«Пунктик» таких родителей состоит в том, что у них - стойкая но-стальгия по тому времени, когда их дети были маленькими, послушными, и они постоянно напоминают им о тех золотых временах, сетуя на то, что они прошли.
А суть вот в чем. Они чувствуют себя неудачниками, не способными обеспечить семью, мама так и осталась рядовым бухгалтером, тогда как ее подруга, учившаяся вместе с ней, уже «современная деловая дама», чем-то руководит. Они опасаются, что дети их будут стесняться.
Необходимо убедить их, что дети их любят, они дороги им, и для детей неважно, как к родителям относятся на работе и сколько денег они получают. Главное, что они - родители своих детей и никто не сможет заменить им их.
тип пятый
Преуспевающие
Антиподом неудачников можно считать тип преуспевающих ро-дителей, занятых бизнесом, творческим процессом, уверенно доби-вающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чем не испытывают недостатка.
Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают с детьми, не играют с ними, не разговаривают по душам, перепоручают их гувернанткам и нанятым нянькам, а то и вовсе никогда не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя обделенными.
Как дать им понять это?
Да очень просто: вызвать на откровенный разговор, дать им понять, что детям необходимо их внимание, любовь. Именно любовь, а не замена ее излишествами, ведь в этих случаях не исключено, что позже, если чадо не оправдает возложенных надежд, то разочарованные родители выставят ему «счет» за все их прошлые ассигнования. Получится не любовь, а бизнес.
Необходимо приблизить семью к заботам детского сада, к самому ребенку. Ведь, отдаляясь постепенно от ребенка, родители действуют неосознанно и наверняка захотят исправить свою ошибку, так как есть одно, неоспоримое: они любят своего ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх