Значимость развития конструктивных видов деятельности у детей. Развитие детей в конструктивной деятельности

Конструктивная деятельность - вид деятельности, относящийся к моделированию. С помощью этого человек не только познает окружающую его систему, но и может имитировать ее. Именно эта направленность отличает конструирование от других видов занятий. Конструктивная деятельность накладывает свой отпечаток на развитие ребенка в период дошкольного возраста.

Основные понятия

Конструктивная деятельность - деятельность индивида, направленная на определенный, заранее известный результат, который будет отвечать заранее определенным требованиям. Конструирование развивает умственные, нравственные, эстетические, трудовые способности человека.

Моделируя, младшие школьники учатся не только различать предметы по внешним признакам, но и совершать различного рода действия. В процессе конструктивной деятельности школьник помимо внешнего восприятия разбирает предмет на части, образы и детали.

Детское и взрослое

Конструирование может вызвать некоторые трудности у ребенка. Здесь можно найти некую связь с художественно-технической деятельностью взрослых и конструктивной деятельностью в подготовительной группе и школе. Им присуще направление результатов своих усилий на достижение определенной цели. Для достижения целей конструирования взрослый заблаговременно придумывает определенный план, подбирает подходящий материал, техники исполнения, оформление, правильную последовательность действий. Подобный алгоритм также есть и в конструктивной деятельности подготовительной группы и школьников. Решаемые задачи похожи. Результаты конструирования у детей зачастую применимы к игре. Во многих педагогических трудах говорится о том, что различные моделирующие действия, совершаемые ребенком в детстве, готовят его ко взрослой деятельности, созданию культуры. Таким образом, конструктивная деятельность в старшей группе и у школьников по методам близка к более осмысленной взрослой деятельности. И хоть моделирующие методы взрослых и детей похожи, результаты деятельности кардинально различаются. Контроль конструктивной деятельности в подготовительной группе крайне положительно сказывается на общем развитии детей.

Техническое и художественное моделирование

Конструктивная деятельность в старшей группе и школьного периода поделена на два типа: техническое и художественное конструирование. Они взаимосвязаны и сконцентрированы на моделировании реально существующих объектов, а также воспроизведении различных сказочных, музыкальных и сценических образов. Моделируется как художественная, так и техническая часть объекта: крыша здания, окна и двери, палуба корабля и т. д.

К техническому типу конструктивной деятельности в старшей группе и школе можно отнести конструирование:

  • Моделей объектов из строительных материалов.
  • Объектов из крупногабаритных модульных блоков.

Целью конструктивной деятельности художественного типа является не столько точная передача структуры передаваемых образов, сколько выражение своего отношения к ним, передача характера с помощью такого приема, как «нарушение» пропорций, а также изменения цвета, фактуры и формы. Чаще всего типа выполняется из бумаги или из природного материала.

Если цель конструктивной деятельности технического типа у взрослых зачастую имеет практический мотив, то в детском моделировании цель абсолютно другая. Группа детей может строить модель зоопарка. Но когда приходит время завершения, интерес к этой деятельности заметно теряется. Чаще всего с достижением цели дети младшего и школьного возраста теряют всякий интерес к завершенной деятельности. В данном случае деятельность завораживает ребенка гораздо больше, чем сам конечный результат. Но именно в художественном конструировании как нельзя более полно отражен базовый смысл конструктивно-технической деятельности. Даже если поделка неинтересна детям с практической стороны, то во время ее создания он делает ее максимально пригодной для дальнейшего применения. Основные принципы воспроизведения продукта конструирования абсолютно такие же, что и в самом конструировании.

Особенности изобразительного моделирования

Стоит сказать, что чаще всего в изобразительной конструктивно-модельной деятельности в старшей группе дошкольники добиваются поразительной схожести с объектом моделирования. Если конечная цель предназначена для практического использования, то ребенок уделяет процессу и конструированию гораздо меньше внимания. В этом случае главным для дошкольника и школьника является наличие необходимых для игры качеств у конечного результата. К примеру, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому важными, по мнению ребенка, являются крылья, штурвал и кресло. Внешний вид модели отходит на второй план: если объект удовлетворяет основные потребности игр, то он вполне пригоден. Совершенно иначе обстоят дела, если ребенок, к примеру, ставит перед собой задачу показать различия между типами летательных машин. В этом случае конструктивно-модельная деятельность в старшей группе оттачивается с особым усердием. Можно сделать вывод, что качество конечного результата зависит, скорее, от желания ребенка, а не от его умений. Наличие технического и изобразительного видов конструирования, у которых есть свои особенности, требует тщательного отбора и изучения случаев, в которых можно их применять.

Материалы для моделирования. Бумага

Конструктивная деятельность в старшей подгруппе детского сада выполняется, в основном, из бумаги, картонных коробок, катушек от ниток и других материалов. Этот вид деятельности требует больших энергозатрат, нежели обычные игры.

Детям даются бумажные и картонные квадратики, прямоугольники, круги и т. д. Предварительным этапом перед изготовлением игрушки является заготовление выкройки, проработка деталей и украшений. Необходимо досконально проверить все разрезы и только потом приступить к изготовлению игрушки. Ребенок должен уметь измерять, использовать ножницы и иголки. Это гораздо более сложный процесс, чем обычная конструктивная деятельность в подготовительной группе, состоящая из создания игрушек из уже готовых форм. Различные части коробок, катушек и прочих используемых в этом случае материалов представляет собой так называемый полуфабрикат. Если вы научите детей видеть и составлять из различных деталей единое целое, то таким образом вы разовьете у ребенка тактическое и стратегическое мышление, да и к тому же он научится создавать интересные игрушки из подручных материалов.

Если ребенок в конструировании использует бумагу, то он знакомится с такими понятиями, как угол, сторона, плоскость. Дошкольники учатся сгибать, разрезать, выгибать, деформировать бумагу и тем самым получать из нее совершенно новые образы. Моделируя различные геометрические фигуры и фигурки животных, людей, дошкольники учатся составлять композиции и различные комбинации поделок. Дошкольники приобретают навык изготовления различных поделок из коробков спичек с помощью различных сочетаний и соединений. С помощью этих процессов дети приобретают совершенно новые для себя навыки и умения.

Сочетание теории и практики в моделировании

Особенностью развития конструктивной деятельности как у старших, так и у младших дошкольников можно назвать сочетание практической и теоретической части конструирования. В педагогических трудах Л. С. Выготского говорится о неизбежности перехода младшего и старшего дошкольника от теории в моделировании к действию. Исследования З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой, в которых рассматриваются особенности конструктивизма у детей на различных этапах развития, показали, что под чутким руководством педагогов замысел и его воплощение начинают полностью соответствовать друг другу. В конструктивной деятельности детей можно увидеть не только окончательный результат, но и способы создания модели. Примечательно то, что сам замысел формируется в процессе выполнения конструирования. Чем выше уровень, тем более отчетливо представляет себе ребенок конечный результат. Об уровне качества окончательной задумки свидетельствует также словесное описание и чертежи предстоящего объекта. Основная цель конструктивной деятельности детей - развитие познавательной деятельности.

В многочисленных исследованиях таких российских педагогов, как Д. В. Куцаков, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеева, которые посвящены конструированию в детских учреждениях, огромная роль отводится именно поделкам из бумаги. Как говорят эти замечательные педагоги, изготовление поделок из бумаги положительно влияет на развитие мелкой моторики рук дошкольников, а также улучшению глазомера и сенсомоторики в целом.

В наше время доподлинно известно, что конструктивная деятельность в группах детских садов или начальных классах, особенно изготовление поделок из бумаги и картона, способствует улучшению деятельности мозга и положительно влияет на работу обоих полушарий у дошкольников и младших школьников, что повышает их общий уровень интеллекта, развивает такие качества, как внимательность, восприимчивость, воображение, логическое мышление. Мышление становится более творческим, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Познавательная деятельность и моделирование

Размышление детей о способах конструирования начинает формироваться в процессе мыслительной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - при попытке воспроизведения действий других людей, на этапе представления и мышления - если приходится выбирать из предложенных вариантов. При решении конструктивных задач младшие школьники могут проявить различные творческие элементы во время поиска методов конструирования. В конструктивной деятельности по задумке, как и в конструировании по заданным условиям, замысел создается самими детьми. Если они моделируют по задумке, то непременно получают множество возможностей решать задачу различными способами. Об этом подробно написано в трудах В. Ф. Изотовой, З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой. Множество детей старшего дошкольного возраста на основании знаний о пространственных отношениях, а также опыта в конструировании, в процессе анализа различных конструкций вполне могут создать внятный замысел как по структуре, так и по способу деятельности, и соотнести практику со своим изначальным замыслом.

Дошкольников и младших школьников зачастую увлекает и вдохновляет на конструктивную деятельность окружающий их мир: разнообразие флоры и фауны, явления социума, различная художественная и учебная литература, всевозможные виды деятельности, в особенности игровая. Но, к сожалению, дети воспринимают мир очень поверхностно в силу своего возраста: они стараются воспроизвести в своей деятельности исключительно внешнюю, понятную им сторону окружающих явлений и предметов.

Большое значение имеет также и эмоциональная окраска деятельности ребенка, благодаря которой он будет использовать различные материалы, создавать оригинальные модели с еще большим удовольствием. Связь конструктивной деятельности в средней группе детского сада и младшей школе с повседневной жизнью, с включенными в нее различными видами разнообразной деятельности делает конструирование невероятно интересным, наполненным различными эмоциями и позволяет быть не столько видом деятельности, сколько способом самовыражения. Не стоит игнорировать эту все сильнее проявляющуюся потребность у детей.

Побочные эффекты конструирования

Во время учебной деятельности у ребят из средней и подготовительной группы детского сада развиваются не только технические навыки, но и способность анализировать окружающую их действительность, начинается формирование общих представлений о различных моделируемых ими объектах, развиваются самостоятельное мышление, тяга к творчеству, художественный вкус. Ребенок формируется как личность.

В конструировании можно выделить два важнейших этапа: работу над идеей и ее воплощение в жизнь. Работа над идеей чаще всего - процесс творческий, поскольку он заключен в ее обдумывании и просчете возможных способов реализации. Также творческая деятельность заключается в определении конечного результата, способов и последовательности его достижения.

Практика в исполнении задумки не может быть целиком и полностью исполнительской - конструкторская деятельность даже у старших школьников сочетает в себе как мысль, так и практику.

Если говорить о конструировании у дошкольников, то взаимодействие практики и мысли можно назвать одной из сильных ее сторон. При этом практическая деятельность не обязательно должна быть приближена к определенным канонам - можно и экспериментировать, что утверждается в педагогических трудах Л. А. Парамоновой и Г. В. Урадовских. Изначальная идея, в свою очередь, регулярно уточняется и изменяется в результате применений различных практических способов, что положительно влияет на развитие дальнейшего творческого конструирования. Часто при этом дети рассуждают вслух, проговаривая свои действия и приближаясь к конечному результату.

Проблемы при моделировании

Без надлежащего обучения, правильной работы педагога и без работы с часто встречающимися проблемами занятия конструированием будут неполными. К самым частым проблемам при конструировании, требующими проработки, можно отнести:

  1. Отсутствие четкого замысла, которое можно объяснить расплывчатой структурой образа.
  2. Отсутствие четкой цели (во время создания одного объекта получается абсолютно другой, который, несмотря на несоответствие замыслу, полностью устраивает создателя).
  3. Упор не на замысел, а на исполнение (замыслу уделяется слишком мало внимания).
  4. Отсутствие четкого плана в исполнении действий.
  5. Неправильность поставленной задачи.

Если не проработать эти задачи, то, скорее всего, результат детского конструирования не удовлетворит ни педагога, ни ребенка.

Откуда ребенок берет вдохновение?

Детей зачастую вдохновляет окружающий их мир: различные предметы вокруг, происшествия социума, художественная литература, различная деятельность, в первую очередь игровая, а также та, которую они выполняют сами. Но чаще всего младшие школьники и дошкольники воспринимают мир довольно поверхностно: они успевают захватить только внешние признаки явлений, которые пытаются воспроизвести в конструктивной деятельности. Чтобы ребенок развивался более полно и всесторонне, необходимо научить его видеть суть явлений и предметов, а не только их оболочку.

Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей , в том числе конструирование , поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование , в силу самой его созидательно - преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л . А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности . Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью , если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух - семи лет , в которой :

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования ;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности .

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада : настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор» , «Подъемные краны» , «Юный кораблестроитель» , «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования , а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы , имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования , наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) . Крупные модули делятся на два типа : объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции . В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр , спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей , взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности : они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования .

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп . Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке , используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное , из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование , а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования . Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование , особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью . Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой ; затем игра становиться побудителем к конструированию , которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей ; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций , объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования , и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности . Так, требования к качеству конструкций , предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность - это существенно обедняет развитие детей .

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования . При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой :

конструирование по образцу ;

конструирование по модели ;

конструирование по условиям ;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу ;

конструирование по теме .

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей , которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях :

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов , бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования .

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции . Учет этой специфики позволяет, во - первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования ; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования .

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования :

создание «образов» (конструкций ) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью , их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих :

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности .

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании . В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности . В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр» , «домик для куклы» ).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры - драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно) . Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение , что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Ее выполнение развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений на качеств. При создании кон нструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д.. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя законо мерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные способсоби.

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения . Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта. Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить в дядяг.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д.. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом, поя. Клиники доктора. Ионовой, для чего их можно использовать:"Какой у тебя мостик!. Теперь по нему проедет машина"(Е. В. Зворигина). Таким образом ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использованияї використання.

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль. Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацииію.

Как отмечает. А. Н. Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры

Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль ь строителя. Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена??на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий. Например, длина моста должна быть достаточной для соединения"берегов"Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов тов. Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти грна везти вантаж.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения. Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении. При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их фо. РМИ. Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция. Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы. Подбор детали, с тают составляющими конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру. Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способна. Поэтому по ходу конст руювання она сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы. Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них"кашу"(бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает контента. Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность конструкцииільність конструкції.

Таким образом в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания. К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу м младенцеви.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность. Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки:. Пи ирамидка становится"деревом", грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в лисовичка т.д.. Иногда ребенок инициирует конструирования, но самостоятельно его реализовать не способна. Тогда на помо гу приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к онструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В противном выпад ку ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволокдопомогою проволоки.

Заключение об особенностях конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

В процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструкт тивно-техническим творчеством взрослых)

Детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

С возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.

Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников

Дети, как и взрослые, прежде чем приступить к созданию конструкции, формулируют для себя (а в младшем дошкольном возрасте и для окружающих) свою задумку. Как только у ребенка появляется замысел, он уже осматривается, какие подручные средства или детали помогут его осуществить.

Не всегда изначальный замысел удерживается в фокусе внимания «конструктора». Может иссякнуть интерес или могут измениться планы: « Пусть это будет не машина, а ракета», «Не хочу строить, буду рисовать!».

Это одна из особенностей конструктивной деятельности дошкольника – не каждый замысел находит свое воплощение. Построение требует усилий, и малыш нуждается в подбадривании и поддержке, чтобы довести дело до конца.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:

  • сооружение построек для игры
  • создание моделей-изображений

Во втором случае имеет место конструктивно модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.

Постройки для игры – дело ответственное. Дети конструируют их, чтобы они выполняли нужные функции. Если это мост, то он должен быть устойчив, чтобы по нему можно было катать машинки. Если «автобус», то в нем должно хватить места для всех игроков и нужно отдельно обустроить кабину для водителя.

Виды конструктивной деятельности дошкольников

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

  • техническое
  • художественное

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

К техническому виду относится сборка различных моделей, где детали скрепляются с помощью пазов или болтиков. В данном виде применяется творческий подход, но с учетом реальных соотношений.

Что касается художественного конструирования, то автору важнее передать не соотношение величин или структурное содержание объекта, а его характер, эмоциональную наполненность. Например, мальчики решили создать образ змея-горыныча, приспособив детский столик в качестве туловища, выложив хвост из кубиков, а вместо голов поставив торшеры. В данном случае сконструированный образ призван отражать суть пугающего сказочного персонажа.

Формы конструирования в дошкольном возрасте

В зависимости от того, какую степень точности или самостоятельности требуется проявить дошкольнику в изготовлении своей модели, в возрастной психологии различают четыре формы конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по замыслу
  • по условиям
  • каркасное конструирование

С образца малыши начинают первые шаги в данном виде деятельности. Родители, играя с ребенком, сооружают то башенки, то домики, и побуждают: «А теперь ты сделай такую башню». Малыш наблюдает, как взрослый собирает конструкцию, видит завершенный объект и стремится повторить те же действия.

В младшем дошкольном возрасте такие модели простейшие. Но конструирование по образцу постепенно набирает сложность. Более того, в некоторых случаях может быть самой сложной формой создания конструкции. Например, предоставив старшему дошкольнику собранную модель самолета и набор деталей, можно поставить задачу собрать такую же игрушку. Ребенку предстоит непростая работа. Нужно разобраться, какие детали используются в модели, как они скрепляются друг с другом, и в каком порядке проводить сборку, а потом приступить к тщательному выполнению задания.

Различным уровнем сложности отличается и конструирование по замыслу . То есть, ребенку нет необходимости соблюдать точность образца, можно творить все по своему усмотрению. С одной стороны, это упрощает задачу, а с другой – усложняет. Все нужно придумать самому, начиная от идеи и подбора материалов, из чего строить, до конечного облика постройки.

У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?

Конструирование по условиям можно сравнить с замыслом, но чужим. Когда взрослый ставит условия дошкольнику построить дом для кукол из деталей «Лего», но так, чтобы у каждой куклы была своя комната и общий для всех зал, — это замысел взрослого. Ребенку предстоит внимательно отнестись к условиям и придумать, как эту задачу выполнить.

Условия, поставленные ребенку, часто облегчают ему начало конструирования. Многие дети теряются на этапе поиска идеи, что построить или какую модель создать.

Каркасное конструирование – особенный подход в выполнении задачи, направляющий мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно приступать к наполнению более мелкими деталями.

Использование каркаса в конструировании – практически взрослый подход к созданию модели, требующий аналитико-синтетической мыслительной активности и развивающий .

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости. А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию , заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций — широкое поле для творческой деятельности и развития творческих способностей дошкольника.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 440201 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Выполнил: Бокова Ю. В., слушатель курсов переподготовки

Проверил: Буракова Н.К., преподаватель психологии

Введение

2. Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Заключение

Литература

Введение

Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный.

Современная гуманистическая политика нашего общества рассматривает дошкольное детство как социокультурный феномен. В свою очередь, гуманистические тенденции образования обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Интенсивная информатизация общества расширяет границы познания дошкольника, его внешних связей с миром взрослых.

ѕ сенсорное развитие;

ѕ развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

ѕ формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями, а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне.

Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования: изучить конструктивную деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования: конструирование как практическая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования конструктивных и творческих умений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: организация системы руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, позволяет ребёнку проявить творческие способности, обогатить сенсорный опыт и реализовать познавательно-эстетические потребности.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать условия развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста;

2) проанализировать современные подходы по проблеме «Конструирование в дошкольном возрасте «;

3) рассмотреть особенности применения различных материалов, используемых в дошкольных образовательных учреждениях в конструктивной деятельности;

4) обосновать значение руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

1. Обоснование проблемы конструирования в дошкольном образовательном учреждении

конструирование дошкольный образовательный обучение

Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике Игровая деятельность - ведущий вид деятельности для ребёнка от трёх до шести лет. В процессе её осуществления у него развивается воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируется обобщённые сопереживания, осмысленная ориентация в них .

Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.

Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.

Л.А. Парамонова в статье «Творческое художественное конструирование» освещает новый подход к обучению художественному конструированию, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их «распредмечивания». Автор, определяя общую стратегию обучения, выделяет цель данного подхода - формирование у детей умения конструировать самостоятельно и творчески. Данная система обучения предусматривает формы конструирования, обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности - игрой, как ведущим видом деятельности дошкольников, рисованием и другими. Так ребёнком осознаются способы деятельности, повышается её продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь .

Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. По мнению Л.В. Трубайчук, так ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Подытоживая исследование данной проблемы, автор рассматривает познавательную компетенцию дошкольника как раскрытие в ребёнке познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нём. Развитие познавательной компетенции в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду» раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и художественному труду и представляет два варианта её реализации, применимых во всех возрастных группах детского сада. Также дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.

Автор программы «Цветные ладошки» И.А.Лыкова в методическом пособии «Экопластика» раскрывает содержание творческих занятий по созданию детьми 4-7 лет оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций из таких материалов, как: листья, ветки и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и пшеничная соломка. Акцент делается на том, что в экопластике художественные образы всегда уникальны, потому что создаются в сотворчестве с великим художником - Природой.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкции построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создаёт план, подбирает материал с учётом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность даёт возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции.

В сочетании с названием геометрического тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создаётся представление о форме, величине, направлении, дифференцировка которых постепенно становится довольно тонкой. Н.Н. Поддъяков подчёркивал значимость конструирования в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.

Лиштван З.В. указывала на формирование у детей обобщённых представлений в процессе конструктивной деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие мышления. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Вышеуказанные психические процессы - речь и мышление - находятся в тесной взаимосвязи . Отечественный педагог А.С.Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру». Таким образом, конструктивная деятельность детей близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых, в основном, всегда имеет практическое значение (здание театра, магазина и т.п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так, вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» - одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку не интересно».

Конструируя из строительного материала, дети пользуются готовыми объёмными телами. Они свободно комбинируют материал и создают разнообразные постройки: пароходы, грузовики, дома, для чего соединяют отдельные части конструкции, используя различные приёмы (наложения, приставления и т.д.), положительное качество этого строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении, которое малышу даётся с трудом. Занимаясь сооружением постройки из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

Кроме деревянного строительного материала в техническом конструировании детей дошкольного возраста рекомендуется использование металлических или пластмассовых конструкторов, имеющих сложные крепления (с помощью винтов, гаек, шипов и т.д.). В современных дошкольных образовательных учреждениях целесообразно использование крупных деталей конструктора типа «Лего» начиная со среднего возраста. По мнению Г.А. Урадовских, в ходе практического конструирования дети создают предметные модели объектов, обобщая свой познавательный опыт. Но, объёмные деревянные детали простой геометрической формы предназначены в основном для освоения моделирования структуры объектов. Данный материал малоэффективен для освоения символических средств. Последние относятся к сфере выражения отношения к действительности и позволяют обобщить и выразить эмоционально-познавательный опыт в определённых жизненных ситуациях детей дошкольного возраста .

Конструирование из бумаги, картона и других дополнительных материалов является более сложным видом конструирования в дошкольном образовательном учреждении. Впервые дети знакомятся с ним со среднего возраста. Этот вид конструирования предполагает сооружение из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушек объёмной формы. Бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объёмную игрушку в её плоскостной выкройке-развёртке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Процесс конструирования из бумаги и дополнительных материалов значительно сложнее, чем конструирование из отдельных готовых форм способом их составления.

Традиционная практика обучения детей конструированию в дошкольных образовательных учреждениях предлагает использование разнообразных конструктивных материалов, свойства последних и определяют типы конструирования. Характер конструктивных задач различен для каждого строительного материала. Посредством технического конструирования развивается познавательная сфера. Сооружая постройку, ребёнок осваивает структуру, форму, величину предмета, цвет материала, а также ориентируется в пространстве. В процессе обучения конструированию у детей дошкольного возраста развиваются качества личности, произвольность психических процессов.

2. Создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования (7).

Необходимость создания предметной развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, С.Л. Новосёлова и др.), концепцией дошкольного воспитания, требованиями государственного образовательного стандарта.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

В целях успешного овладения игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих условий . В современных условиях возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования предметно-развивающей среды как условия формирования личности ребёнка

Для технического конструирования, прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или половина группы. Материала всегда должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое количество. Исключение составляет процесс конструирования в группах раннего возраста и первой младшей группы, когда дети лишь начинают приобретать конструктивные навыки.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей младшего дошкольного возраста. Использование настольного строительного материала в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста даёт возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с деталями строителя. Однако использование для игровых построек в группах и на участке детского сада крупного строительного материала позволяет объединять большее количество детей. Этот материал вмещает не только игрушки, но и самих детей. Кроме того, необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.

В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.

Л.А. Парамонова совместно с О.А. Сафоновой разработали новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их "распредмечивания" (способ, который раскрывается вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а также наполняется конкретным предметным содержанием). Цель данной стратегии - формирование у детей конструировать самостоятельно и творчески. Обучение детей осуществляется поэтапно.

I этап. Способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.), отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом у педагога есть возможность успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме (отражение «образа действия по А.В. Запорожцу»).

II этап. Постановка задачи проблемного характера: соотнести усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию трансформированно. Таким образом, обеспечивается их обобщение.

III этап. Создание условий для самостоятельного конструирования.

Обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребёнка от практического результата (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых интересных игрушек. Его результат: у детей формируются умения конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого): находить нестандартные решения - существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определённом сочетании, соответствующем замыслу. Последнее - это свидетельство художественного характера деятельности (что невозможно при традиционном подходе), влияния обучения на эстетическое развитие.

Кроме того, данная система обучения предусматривает сочетание различных форм конструирования (с их помощью есть возможность организовывать содержательное общение детей); обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности - игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссёрской), рисованием и другими. Чему это способствует? Осознаются способы деятельности, повышается её продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь.

Как сказано выше, конструирование из бумаги относят к художественной деятельности - в основном создаются художественно-эстетические предметы: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть, как литературные персонажи, так и придуманные образы. Даже тогда, когда в поделках воплощаются реальные предметы (кроватка, стулья, веер и др.), образы людей и животных (лисичка, поросёнок, мальчик, девочка и др.), дети всегда стараются украсить игрушку, сохраняя при этом общую основную структуру. Техника работы с бумагой разнообразна: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две более сложны и более распространены в педагогической практике.

Развивать навыки творческого конструирования можно посредством:

1. разнообразной техники, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание);

2. обобщённых способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура);

3. создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов).

Последний приём реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог даёт детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы.

В результате использования данной технологии у старших дошкольников развивается наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; формируются умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; дети учатся создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе и дальше .

Так, в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа развивается воображение как новообразование у старших дошкольников.

Итак, умелое руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников включает:

· целенаправленное и систематическое планирование работы;

· обеспечение дидактического сопровождения педагогического процесса;

· анализ и контроль самостоятельной конструктивной деятельности детей;

· ндивидуально-дифференцированный подход;

· использование разнообразных методов и приёмов работы;

· создание условий для организации детской деятельности;

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Заключение

Конструирование - это сложный вид деятельности, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки. Анализ исследования в области дошкольной педагогики показал, что проблема конструирования в дошкольном образовательном учреждении преимущественно изучалась в аспекте эстетического развития дошкольников. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования относят конструирование к образовательной области «Познание», которая включает в себя сенсорное, познавательно-исследовательское развитие, а также формирование элементарных математических представлений.

Традиционная практика обучения детей конструированию предлагает различные виды конструктивного материала. Свойства материала определяют и вид конструирования: техническое и художественное. Объёмные деревянные детали, как вид строительного материала, предназначены для освоения моделирования структуры объектов, позволяют обобщить и выразить эмоционально-познавательный опыт ребёнка в определённых жизненных ситуациях.

Анализ педагогического исследования по заявленной проблеме позволил определить, что конструктивная деятельность ребёнка - достаточно сложный процесс: ребёнок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, позволяющая определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. На основе аналитико-синтетической деятельности ребёнок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.

Процесс последовательного формирования конструктивных и творческих умений у старших дошкольников обеспечивается: развитием интереса и формированием базовых умений для конструктивной деятельности (основной этап); формированием начальной компетенции как готовности самостоятельно решать задачи в процессе реализации игровых проектов (творческий этап).

Становление субъектной позиции дошкольника в деятельности по конструированию обеспечивается личностно-ориентированным педагогическим сопровождением, основанном на гибком изменении позиции педагога, который выступает для детей образцом культуры поведения в деятельности, связанной с использованием соответствующих материалов.

Позиция педагога меняется по мере формирования у детей конструктивных и творческих умений: педагог - носитель знаний и умений по конструированию из различных материалов, организации интересного досуга; педагог - инициатор проектов, координатор детских замыслов и взаимодействий; педагог -- партнер сотворчества и совместной деятельности в досуге, поддерживающий и стимулирующий самостоятельность, инициативу и творчество детей. При этом педагогическое сопровождение ориентировано на индивидуальные особенности воспитанников и представляет собой естественную помощь в решении ребенком новых задач, связанных с потреблением имеющихся в его распоряжении средств.

Проведённое педагогическое исследование доказывает эффективность разработанных педагогических условий и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы: изучение особенностей переноса опыта, освоенного детьми в непосредственно организованной образовательной деятельности в широкую самостоятельную деятельность, а также взаимодействие детского сада и семьи.

Литература

1. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2012.

2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008.

3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 2011.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2008.

5. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2010.

6. Лиштван З. В. Конструирование. Серия: Библиотека воспитателя детского сада, // М: Просвещение. - 2009.

7. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. - 2008. - №17, 18 (233).

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение, понятие, компоненты темперамента. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента. Типичные психологические проблемы детей-дошкольников при адаптации в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

    Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2010

    Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Развитие памяти в раннем детстве. Методы психологического воздействия. Понятие памяти, ее виды. Особенности воспитания детей. Исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2007

    Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    Общая характеристика общения дошкольников. Особенности развития взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Экспериментальное изучение проблемы взаимоотношения дошкольников 6-7 лет со сверстниками, проявление лидеров.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

    Понятие "психическое здоровье личности". Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Исследование психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ № 186 г. Макеевки. Оценка результатов и разработка рекомендаций.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2010

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Внедрение программы, включающей создание психолого-педагогических условий при которых происходит формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Выявление общего уровня социальной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх