Наглядное моделирование в развитии связной речи. Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Наталья Шалашова
Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различияв уровне речи детей . Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи . Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами , которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой политрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи , мелодию слов, переживать содержание услышанной речи ? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи ?

Все ответы на эти вопросы мы нашли применяя технологию наглядного моделирования

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что :

1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит : «когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики» ;

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное , систематизировать полученные знания.

Что же такое наглядное моделирование ?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого средства , создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить обстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств , наглядный материал усваивается лучше вербального. Еще К. Д. Ушинский говорил : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.», т. к. наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы :

Усвоение сенсорного материала

Перевод его на знаково-символический язык

Работа с моделью

Помочь ребенку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаков предметов. это цвет, форма, размер, пространственное расположение и четыре основные категории величины : длинна, ширина, высота, толщина

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Например используется елочка

Дети владеющие развивать

Эффективность использования

условий. Модель

детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

Особенности данного метода- применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например : для обозначения группы диких животных используется елочка , а для обозначения домашних животных домик.

Дети владеющие средствами наглядного моделирования , в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных

условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

предметные картинки

Сюжетные картинки

Серии сюжетных картинок

их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.

Мнемотехника произошло от греческого слова мнемоника.

Мнемоника – это искусство запоминания, совокупность приемоа и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций;

Мнемотехника – 1. это тоже что и мнемоника;2 это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.

Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих упешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста , удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой . Мнемодорожки это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Это дидактический материал, схема в которую занесена определенная информация. Поскольку она в начале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т. е. доводили до детей содержание , которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

Применение мнемотаблиц, схем-моделей

В работе мы используем

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы.

Мнемотаблицы это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т. е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию.

Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

В работе мы используем как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и наши собственные или придуманные вместе с детьми.

Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например : лиса-состоит из геометрических фигур (треугольника и круга, медведь –большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка- изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Работа с мнемотаблицами идет в несколько этапов :

1 этап

2 этап

3 этап : после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших- дети должны уметь самостоятельно.

Этапы зарисовывания мнемотаблицы самостоятельно :

1 чтение рассказа

2 беседа с детьми по содержанию

3 рассматривание картинок

4деление текста на части (подбор фраз к картинкам)

5 нахождение изображений к содержанию.

ПИКТОГРАМЫ

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм- дорожные знаки, на одежде- (уход за одеждой) .

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением : слов- предметов (например, «девочка» , «солнце» , «бабочка» и т. д,

Слов- признаков («большой» , «маленький» , «грустный» , «веселый» ) слов- действий («идет» , «светит» , «летает» ) символов – предлогов (над, под, в) личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей . Это спосбствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание, активизация связной речи , ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки) . При использование различных схем меняется характер деятельности детей : дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть» . При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования .

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Работа с пиктограммами осуществляется так же как и с мнемотаблицами в несколько этапов :

1 этап : рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.

На последнем этапе детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы . При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью ) ; передавать текст с опорой на предметное моделирование ; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи , т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок : «колобок» , «машенька и медведь» , со временем дети зажотия самостоятельно смоделировать понравившиеся произведения.

ЗАМЕЩЕНИЕ

Замещение это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально- условными. В качестве заместителей удобно использовать плоскостные или объемные предметы-геом фигуры, детали конструктора, т. к. замещение основывается на каком- либо различии между предметами, их признаками.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок,т. к. устойчивые стеореотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой коричневый) легко переносятся на модели . На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние предметы- заместители, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. коллаж это лист картона, на который наносят различные картинки, буквы, геом фигуры. Это обучающие пособие решает различные задачи : развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. данное пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребенок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

Также в своей практике мы используем приемы картинографии.

Картинография помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространенными предложениями вводили модели «красивые слова» - употребления детьми качественных прилагательных; «слова-действия» -употребленние глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения» , с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картино-графических схем способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей , развитию внимания ,мышления, наблюдательности. наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными , полными последовательными.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используем прием фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из четырех частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Выводы : наглядное моделирование прочно вошло в жизнь наших воспитанников. В прцессе обучения дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут зарисовывать результаты наблюдений, составить наглядные планы рассказов . Не у всех еще получается самостоятельно составить планы из предложенных картинок, требуются наводящие вопросы и дополнительное обговаривание текста. Практика показывает эффективность данной работы :

Значительное рассширение активного словаря детей ;

Усвоение ряда языковых средств , необходимых для составления речевых высказываний;

Улучшение монологической и диалогической речи ;

Добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью) ;

Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие не речевых процессов : внимание память мышление.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.


Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.






Мнемотехника.Схемы и мнемотаблицы В наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость использования мнемотехники. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи: Развивать связную и диалогическую речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).


Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при заучивании стихов.


Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов. Это могут быть готовые схемы, а можно составить их самостоятельно.




Пересказ. Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.




Такие мнемотаблицы можно подготовить к любому рассказу самостоятельно. Ниже приведу пример. Сосна Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш­ки. С пакетом шишек они спешат домой.



Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, рассмотрим некоторые из них.









Так же можно просто нарисовать иллюстрацию к стихотворению (это должна быть подробная иллюстрация). Стихотворение В. Авдиенко "Осень" Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый - кленовый.


Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Салтанат Шаймерденова
Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Учить ребёнка рассказывать-значит формировать его связную речь . Происходит совершенствование всех сторон устной речи . Всё это необходимо для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей ,так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

ЦЕЛЬ :формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания; развивать навыки связной речи дошкольников .

ЗАДАЧИ :

1. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

2. Расширять словарный запас.

3. Развивать диалогическую и связную речь .

4. Развивать творческую речь (сочинение сказок, историй,стихов, придумывание загадок) .

5. Воспитывать уверенность в себе.

Предполагаемый результат : улучшение качества речи , расширение словаря, развитие уверенности в себе .

Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой.

чтение сказки;

драматизация; настольный театр;

пересказ сказки,рассказа;

рассказ по сюжетной картинке;

сравнительное описание предмета;

работа с моделями ;

ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ .

1. Сериационный (повторение сказки, драматизация,предлагаются условные заместители персонажей-круги,квадраты,прямоугольники).

2. Двигательный (более сложный вид; инсценирование сказки, подражание движениям,интонации, мимике).

3. Временно-пространственный. (ст. и подгот. гр.) Ещё более сложный вид. Если раньше было важно,чтобы дети «схватили» тот внешний признак,который выделялся как основной (цвет, размер, то основание,которое является для них отправной точкой для общения,чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Дальше предлагается более сложный признак-не наглядный , а связанный с характером персонажа. Если это добрый персонаж-то он может замещаться светлыми цветами – голубым,розовым,белым,а если-злой,то чёрным. Так постепенно дети знакомятся с «символической «культурой отражённой в сказках

ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются :

Предметные картинки

Силуэтные изображения

Геометрические фигуры.

Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА» .

1-расположить на магнитной доске фигурки-заместители персонажей;

2-решить,какая фигура кого будет изображать и почему.

3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из них направлен на продолжение сказки.

4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и т. д.

Модель не давала детям забыть последовательность сказки.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ .

Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи . Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том , что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого его участников, но и характером реплик обоих собеседников. Благодаря таким репликам направление диалога , его содержание, могут существенно изменяться и отклоняться от первоначального замысла.

Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н . Ф. Виноградова. К ним относятся :

Неумение правильно строить предложение;

Неумение слушать собеседника;

Неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

Неумение давать реплики;

Частое отвлечение от поставленного вопроса;

Не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно , последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим .

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи по мнению С . Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность .

МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития диалогической речи детей старшего возраста.

Словесные игры для развития диалогической речи .

1. Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т. д.) . Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".

2. Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку) : В нашей комнате много предметов , все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые дети ответили «Из досок» .)

Взрослый : Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети : Деревянный.

Взрослый : Стакан из стекла?

Дети : Стеклянный.

Взрослый : Ключи из стали? Дети : Стальные и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый : Что делает врач?

Дети «скорой помощи» и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый : Что делает врач?

Дети : Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.

4. Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку) . Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных : корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)

5. Придумай предложение.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый : «Солнце греет» .

Ребенок : «Солнце греет, птички поют» , «Солнце греет, снег тает» .

6. Скажи наоборот.

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама : Я вижу высокий дом.

Ребенок : Я вижу низкий дом.

Мама : У меня острый нож.

Ребенок : У меня тупой нож.

ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования , тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности к школьному обучениюЛитература.

1. Программа требования к развитию связной речи ---От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2014.

2. Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования . -Смышлеева Т. И.

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста . -Нищеева Н. В. «Детство» Пресс,2009.

4. О чём рассказывают сказки. Венгер Л. А, Венгер А. Л. -М.»Просвещение»,1975.

Воспитатель : ШАЙМЕРДЕНОВА С. Г

Июнь,2016 г.

Спасибо за внимание.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА .

Смоляженко Наталья Вячеславовна

Воспитатель предшколы.

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. С какой же проблемой речи дошкольника мы встречаемся ?

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Плохая дикция.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

    во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей со слабо развитой речью характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

    в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.

Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

    знакомство с графическим образом модели; (рассматривание таблиц и разбор того, что на них изображено)

    дешифровка модели; (осуществляется перекодирование информации из абстрактного в реальный объект)

    непосредственно работа с моделью. (отработка метода запоминания)

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:

    формирование лексико-грамматических представлений;

    работа со звуками;

    развитие словаря и связной речи;

    подготовка к обучению грамоте.

В своей практике я использую метод наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана. Этот метод я практикую в различных видах речевой деятельности.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети учат стихи и загадки и т.д. Это особенно эффективно при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы . Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

    усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

    формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

    передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    определение взаимосвязи между ними;

    объединение фрагментов в единый сюжет.

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, я провожу подготовительную работу: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова - признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя - использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определённом признаке или действии героя.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы» .

При составлении рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Перед появлением картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета и давать х арактеристику объекту:

    принадлежность к родовидовому понятию;

    величина;

    цвет;

    форма;

    составляющие детали;

    качество поверхности;

    материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

    как он используется (какую пользу приносит)?

    за что нравится (не нравится)?

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде .

Используя метод наглядного моделирования в своей работе, я заметила следующие результаты:

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории;

    появляется интерес к заучиванию стихов и загадок

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

    добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

    формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

    применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления .

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности моей работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.


«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский. Л.С.Выгодский.


Пояснительная записка Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.




Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.


ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ


Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.




Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.


Принципы: принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принцип динамичности (от самого простого до сложного) принцип динамичности (от самого простого до сложного)


ЭТАПЫ РАБОТЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое развитие дошкольников. Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме. Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми. Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.


Модель построения педагогического процесса Направления работы с родителями с педагогами -родительские собрания; -практикумы; - консультации; -литературные гостиные; -открытые занятия с участием родителей; - выпуск публикаций - консультации; - семинары-практикумы; - мастер-класс; - открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми с детьми Совместная деятельность Самостоятельная деятельность - непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация»; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»); - словесно-дидактические игры; - речевые игры; - игровые упражнения со схемами и моделями; -чтение (восприятие) художественной литературы; - составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.


Виды детской деятельности Коммуникативная Коммуникативная Игровая Игровая Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение (восприятие) художественной литературы Познавательно-исследовательская Познавательно-исследовательская Продуктивная Продуктивная


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов






Символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения). Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения). Задание: придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.


Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Рассказ по сюжетной картинке Рассказ по сюжетной картинке В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.






Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ Солнышко Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг


Предметно-схематическое Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)






Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Пересказ Пересказ Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель. Сказка «Репка»



МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (овощей, фруктов, ягод) Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)






Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой) В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками. В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»; - составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»


Ожидаемые результаты (к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе) У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми; Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх